Качество оказания услуг
QR-код учреждения
на портале рейтинговой оценки
Тел: +375173001006
Республиканский центр психологической помощи
:: ::

Профилактика детского насилия


ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ

В.А. Сухомлинский писал: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт»

1. Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

2. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

3. Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

4. Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

5. Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

6. Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.

7. Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.

8. Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

9. Читайте детям настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов.

10. Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой».

Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям.

Воспитывайте правильно!

● Положительный пример взрослых. Ребенок имеет свойство подражать не всегда правильной и тактичной манере поведения и разговора взрослых. Ребенок не знает, как правильно. Поэтому, требуя от него приличного поведения, в первую очередь, задумайтесь о своем.

● Единство требований всех членов семьи. Чтобы ребенок признал справедливость предъявляемых ему требований необходимо согласие и взаимопонимание в методах воспитания всех членов семьи.

● Угрозы или обещания? Замените угрозу обещанием. Невыполнимые угрозы подрывают доверие ребенка к родителям. Не угрожайте выкинуть разбросанные игрушки.

● Не оскорбляйте ребенка! Дети верят в то, что говорят им родителям, оскорбляя, вы убеждаете ребенка, что он именно такой и не стремится исправиться.

● Заслуженно поощряйте свое чадо! Дети нуждаются в поощрении, в подтверждении того, что они хорошие и достойны родительской любви.

● Не переходите на крик! Общение на повышенных тонах – это шумовой фон для ребенка. Фразы, которые надо забыть навсегда:

● Какой ты неуклюжий, тупой, противный!

● Не путайся под ногами!

● И в кого ты такой уродился!

● Я возьму себе другого ребенка

● Я отдам тебя в детдом, чужому дяде или тете…

● Ты мне не нужен

● Ты мне надоел

● Ты меня замучил

● Достал!

● Уйди с моих глаз

● Чтобы я тебя не видел(а) и не слышал(а)!...

● Не мешай, отстань!

Воспитывая ребенка, вы должны заботиться о том, чтобы в своих поступках и отношениях с людьми у него были определенные ориентиры, а это зависит не от того, когда, как, за что вы его наказали, а от того, какой опыт он вынесет из отношений с вами.

Использованы материалы интернет-источников: http://www.moi-detsad.ru/konsultac.htm,  http://www.maam.ru


В рамках акции "Дом без насилия!" - ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ

Уважаемые родители!

Конечно, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. И не всегда находите правильный выход из этого тупика. И чувствуя свое бессилие, совершаете насилие в отношении собственного ребенка.

Как бы печально это ни звучало, но жестокость родителей в отношении к детям – широко распространенное явление. Около 14% всех детей периодически подвергаются жестокому обращению в семье со стороны своих родителей, применяющих к ним физическую силу, психологическое, эмоциональное насилие.

Характеристика родителей, проявляющих жестокость

Самые распространенные общие проблемы, которые характерны для таких родителей – частые депрессии, чувство одиночества, супружеские раздоры, отсутствие работы, злоупотребление психотропными веществами, перенесенный развод, насилие в семье, пьянство и беспокойства, связанные с нехваткой денег.Большинство родителей осознает, что они не должным образом обращаются со своими детьми, но им не под силу себя остановить. Жестокость родителей к детям бывает импульсивной или намеренной, сознательной или неосознанной. Родительская жестокость, согласно исследованиям, имеет место в 45% семей. Однако, если учитывать еще и угрозы, подзатыльники, запугивания и шлепки, то практически каждый ребенок подвергается хотя бы изредка проявлениям родительского насилия.

Мотивы и причины родительской жестокости

Главные мотивы жестокости родителей к своим детям – стремление «воспитать» (50%), месть за то, что ребенок не оправдывает надежды, что-то просит, постоянно требует внимания (30%).

В 10% случаев жестокость к детям является самоцелью – кричать ради крика, избивать ради избиения.

Наиболее типичными причинами жестокости в семье являются:

Традиции патриархального воспитания. Ремень и порка долгие годы считались лучшим (и единственным) воспитательным средством. Вспоминается некогда популярный афоризм: «Побольше тумаков – меньше дураков».

Современный культ жестокости. Резкие социально-экономические изменения в обществе, стремительная переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто оказываются в состоянии стресса. При этом они переживают прилив ненависти к более слабому и беззащитному существу – к ребенку. «Разрядка от стрессов» тоже зачастую происходит на детях, чаще на дошкольниках и младших школьниках, не понимающих, почему родители сердятся на них.

Какие методы можно применить, чтобы защитить ребенка от самого себя?

Четыре заповеди мудрого родителя

Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Наверняка найдется хоть одно дело, с которым ВАШ РЕБЕНОК справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие! Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Машенька из 2 подъезда непревзойденно играет на пианино», происходит в присутствии вашего ребенка, а в ответ похвалиться нечем – лучше все равно что-нибудь скажите.

Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Не бойтесь открыть свою любовь к ребенку. Специалисты выделяют три способа: Слово. Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. «Переласкать» его, считают психологи, невозможно. Взгляд. Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Последствия жестокого обращения с детьми в семье:

развитие лжи и лицемерия, трусости и жестокости;

объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

агрессивное, преступное поведение детей;

злоба и ненависть к старшим;

самовольные уходы из дома

Ребенок, подвергшийся насилию: накапливает в душе чувства страха, разочарования, бессилия, унижения; становится агрессивным, испытывает сильное беспокойство; подавлен, может быть предрасположен к саморазрушению; снижаются его способности /успеваемость/ склонен к самоизолированию, не доверяет окружающим людям; у него меньше красивых фантазий о будущем, он мало чего ожидает от завтрашнего дня.

Специалисты рекомендуют родителям, испытывающим желание ударить плачущего ребенка, проделать следующее:

Быстро выйти из комнаты и позвонить приятелю;

Включить успокаивающую музыку;

Успокоиться, сделав 10 глубоких вздохов, затем через паузу еще 10 вздохов;

Выйти в другую комнату и сделать какие-нибудь упражнения; Принять прохладный душ;

Сесть, закрыть глаза и представить, что вы находитесь в приятном для вас месте. Если ни одна из стратегий не помогает, обратитесь за помощью к профессионалам.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

по материалам интернет-источников


В рамках акции "Дом без насилия!"

Ситуация для размышления: Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его: - Будешь еще так делать? - Нет, - ответил малыш. - А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец. - Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок…

С незапамятных времен используют обе эти формы наказания. Словарь Даля гласит, что слово «наказать» - это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию). Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребенок знал.

Прежде, чем сей воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ. И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте для профилактики, «на всякий случай».

В любом случае придерживайтесь следующих правил наказания детей:

  • При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.
  • При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
  • Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме. Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).
  • При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
  • При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.

Пять причин, по которым не стоит бить ребенка:

I.Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.

II.Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой и это роняет его авторитет в глазах ребенка.

III.Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила - единственное безотказное средство решения конфликта.

IV.Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

V.Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.

Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:

когда ребенок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции не предсказуемы;

когда ребенок ест;

перед сном и после сна;

 во время игры или работы;

когда вы в плохом настроении или вне себя от злости.

Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ "ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ!"

В период с 8 по 17 апреля 2024 года на территории г.Толочина и Толочинского района пройдёт основной этап республиканской профилактической акции «Дом без насилия!», направленной на принятие мер профилактического воздействия к лицам, совершающим домашнее насилие.

Цель акции – вовлечение широких слоёв населения в оказании помощи и содействии государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Акция направлена на решение проблем домашнего насилия и принятие дополнительных мер воздействия в отношении лиц, совершающих домашнее насилие.


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ "ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ!"



НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ



НАВЫКИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ



Профилактика детского насилия


НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ: КАК ЭТО ВЛИЯЕТ НА РЕБЕНКА И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Несомненно, сильное влияние на развитие ребенка оказывают его родители - именно они являются образцами поведения, и те поступки, которые совершают мама и папа, являются для детей примерами правильных и неправильных действий.

Каждый из нас имеет пример родительских взаимоотношений, но не всегда он несет в себе любовь и взаимоуважение. Огромное количество детей в мире ежедневно становятся свидетелями насилия в семье. Более 70 процентов потерпевших от насилия в семье – женщины и девочки. 

Насилие в семье – это любые действия, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью человека, создаются условия, мешающие оптимальной жизнедеятельности всех членов семьи и создающие риск для нормального развития ребенка, нарушая права любого из членов семьи.

Самыми уязвимыми в ситуации насилия в семье становятся дети. Почему?

Ребенок, который становится свидетелем насилия в семье, а зачастую и жертвой, часто даже не представляет, что все может быть по-другому. Ребенок, особенно маленький, зависит от родителей, он не может просто взять и уйти из дома. Дети не в состоянии понять, почему папа бьет маму и, как правило, обвиняют в происходящем себя. Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах взрослым. Доступ к помощи возможен лишь при участии родителей.

Насилие в семье оказывает множественное негативное воздействие на ребенка даже в том случае, когда он не является объектом насилия. Действия агрессора могут быть направлены только против одного человека, как правило женщины (мамы). Дети, которые являются свидетелями насилия в родительских взаимоотношениях, подвержены высокому риску приобретения таких эмоциональных и поведенческих проблем как тревожность, депрессия, плохая успеваемость в школе, низкая самооценка, страхи и ночные кошмары, нарушения в пищевом поведении (переедание или отказ от пищи). Такие дети могут иметь склонность к агрессивному поведению в детстве и подростковом возрасте, или, наоборот, отличаться апатичным отношением к окружающему миру и в перспективе испытывать трудности в построении будущих семейных отношений.

Психологические особенности детей, ставших свидетелями насилия в родительских отношениях:

низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;

часто испытывают гнев, который могут проявлять в отношении более слабых, младших по возрасту детей. Порой вспышки гнева не имеют видимой причины;

бывают чрезмерно пассивны, не могут себя защитить;

привлекают к себе внимание, зачастую вызывающим, демонстративным поведением;

испытывают чувства тревоги, беспокойства, тоски, одиночества.

Имеют нарушения сна. Что делать?

Если вы и ваш ребенок находитесь в ситуации домашнего насилия - обращайтесь за помощью! Это не слабость! Помните, что это будет говорить о вашей силе духа и желании изменить свою жизнь и жизнь ваших детей к лучшему.

Существует ряд простых действий, которые помогут разобраться, что делать в ситуации, когда насилие происходит в семье:

постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и коллегами;

обратите внимание на то, в каких случаях ваш супруг (партнер) проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;

определите для себя такое место в доме, которое будет далеко от мест (например, кухни), где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия, и одновременно будет близким к выходу из квартиры (дома);

если к вам применят насилие, по возможности покиньте квартиру;

выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат для женщин, соседей, друзей, к которым можете обратиться, находясь в опасности;

обдумайте, каким образом вы можете связаться с милицией; помните, что в милицию вы можете позвонить в любое время бесплатно;

объясните и убедите своих детей в том, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия;

потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);

определитесь, где вы можете получить помощь, расскажите о том, что делает ваш супруг (партнер) и не забывайте, что вы не должны стыдиться ситуации, в которую вы попали;

не ждите кризисной ситуации, заблаговременно проконсультируйтесь со специалистом из кризисной комнаты о своих правах;

спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;

храните необходимые номера телефонов и документов в легкодоступном для вас месте на случай, если придется срочно покинуть дом;

обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса.

Контакты организаций, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье:

КОНТАКТЫ КРИЗИСНОЙ КОМНАТЫ

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ

Насилие в семье — это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем.



Психологическая безопасность ребенка в семье


Психологическая безопасность ребенка в семье


Метод воспитания - НЕНАСИЛИЕ!

Ребенок — Человек!

Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого.

Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику - если мы кричим, грубости - если мы грубим, жестокости - если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека.

И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром.

Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком. Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

страх;

возмущение, протест;

обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;

разрушение «нравственных тормозов»;

стремление к обману, изворотливость;

потерю способности к здравому рассуждению;

ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

агрессивное поведение;

снижение самооценки;

ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки.

Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый. Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:

1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

2.Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3.Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

4.Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5.Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может "быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

6.Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

7.Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8.Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9.Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!


Дополнительные подразделы:

Кризисная комната
Региональная карта (Витебская область)
Перечень услуг по устранению трудной жизненной ситуации
Наши контакты

+375213656319
+375213655375
detsad3@tolochin.vitebsk-region.gov.by

211092, Витебская область, г. Толочин, ул. Строителей, д.5
Открыть контакты

-
-
-
-
Вышестоящая организация
Отдел по образованию Толочинского райисполкома
-
Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь Pravo.by
"Будь рядом с ребенком!"